Версия для слабовидящих Центральная районная библиотека имени Г.И. Обатурова. пгт Нагорск 613260 Кировская область, Нагорский район, пгт. Нагорск, ул. Леушина, 17 8 (83349) 2-10-53 Меню

"Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг или наставник"

П.А.Павленко

"Мир, доступный для всех" к Международному дню толерантности

"Мир, доступный для всех" к Международному дню толерантности 2022-11-18 15:04:41 Центральная районная библиотека имени Г.И. Обатурова. пгт Нагорск 613260 Кировская область, Нагорский район, пгт. Нагорск, ул. Леушина, 17 8 (83349) 2-10-53

16 ноября ежегодно во всем мире празднуется важная дата – Международный день толерантности.

С разных языков мира слово «толерантность» переводится по-разному. В русском языке, согласно словарю Ушакова, «толерантность» определяется как «терпимость», что видится не совсем корректным. «Терпеть», согласно тому же словарю, это «безропотно, стойко переносить что-либо неприятное», а это изначально придает в нашем языке слову «толерантность» негативный оттенок. Куда более адекватным видится определения слова «толерантность», например, в испанском языке, где «быть толерантным» означает «быть способным признавать отличные от своих идеи и мнения». Или же во французском, где под толерантностью понимается «отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам».

В России одним из первых отмечать Международный день, посвященный терпимости, стал Санкт-Петербург.

Прежде всего, этот праздник был учрежден для того, чтобы научить людей терпимее и уважительнее относиться друг к другу, несмотря на различную национальность, религию, культуру, социальный статус и здоровье.

Основы толерантности должны закладываться еще в детском возрасте. Для этого следует больше общаться, знакомиться с другими людьми, узнавать их образ жизни, принимать людей такими, какие они есть. И тогда в нашем мире будет царить мир, покой и гармония.

Предлагаем вашему вниманию книги по толерантности – книги о тех людях, которые родились с особенностями психического или физического развития или же стали такими, об их мироощущении, страхах и радостях, а также о детях и взрослых, которые учатся понимать и принимать особенных людей в своем окружении.  

 Е.Мурашова «Класс коррекции» 

Екатерина Мурашова – практикующий детский психолог и одновременно талантливый писатель. В этой повести она сумела отразить жизнь «трудных» детей из 7 «Е» класса. Этот класс является коррекционным, откуда «особенным» детям путь в нормальную школу закрыт. Помимо коррекционного класса в огромной школе есть классы «А» и «В» – гимназические, в них учатся дети спонсоров, классы «В» и «Г», где учатся дети без особенностей развития – «Там учатся те, у кого все более-менее тип-топ и в голове, и в семьях», и «Д» класс, в котором учатся дети с проблемами здоровья и те, у кого родители сидят за убийство или имеют другую криминальную историю. 

В книге описано всего несколько месяцев из жизни детей с «недостатками», у каждого свой диагноз. У них нелегкая жизнь с насмешками и издевательствами со стороны здоровых и богатых людей. Но, несмотря на это, они сумели адаптироваться в обществе благодаря дружбе, взаимовыручке, милосердию и толерантности. 

 А. Тор и ее тетралогия «Остров в море»: «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море»

В первой части «Острова в море» особо прослеживается проблема толерантности. События разворачиваются в 1939 году. Во время войны сестрам – двенадцатилетней Стеффи и семилетней Нелли из семьи австрийских евреев приходится бежать в Швецию, где их взяли на воспитания разные семьи. Далеко от родителей в чужой стране девочкам пришлось адаптироваться к новой жизни, выучить чужой язык, принять их культуру. Если младшая девочка привыкла жить на острове и сдружилась с одноклассниками, то старшей сестре приходилось терпеть нападки и насмешки от сверстников, они обращали внимания «На немецкий акцент Штеффи, на ее одежду, на ее внешность – на все, что отличало ее от других». Но, несмотря на это, Стефания остается сильной личностью, доброй и смелой, ей хватает мужества идти дальше, не опуская рук.

В последующих книгах описана жизнь Стефании, которая с острова переехала в Гётеборг, чтобы продолжить учебу. Здесь мы узнаем о ее первой влюбленности, о проблемах, с которыми она сталкивается, о встречах с новыми людьми хорошими и не очень, но каждый из них преподнесет ей определенный урок.

В заключительной части тетралогии «Открытое море» на первый план выходит младшая сестра – Нелли, она почти стала шведкой, забыла своих настоящих родителей и родной язык. И это неудивительно, ведь прошло 5 лет, с тех пор как она оказалась в приемной семье.

Что же будет с девочками дальше? Вернутся ли они домой? Живы ли их родители? Вы узнаете, дочитав последнюю часть тетралогии.  

 В. Железников «Чучело»

В этой повести напрямую затронута тема толерантности. Главная героиня Лена, приехавшая жить к дедушке, была обделена девичьим обаянием. «Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика».

Девочка становится ученицей 6-го класса. Одноклассники сразу невзлюбили «новенькую» и за её внешность дали прозвище «Чучело». Только один человек подружился с Леной – Дима Сомов, симпатичный и умный мальчик из класса, и Лена Бессольцева влюбляется в него. Когда весь класс прогулял урок, и об этом узнала классный руководитель (об этом рассказал Димка Сомов), она отказывает им в поездке в Москву на экскурсию. Тогда ребята стали искать виновного и выбор пал на Лену, которая взяла вину Димы на себя, думая, что в дальнейшем он расскажет правду, но, увы, этого не случилось! Одноклассники объявили Лене бойкот, после которого Лене и дедушке пришлось уехать из города.

 М.  Самарский «Радуга для друга»

Это повесть юного автора открывающая острые социальные проблемы нашего общества. Это трогательная история истинной дружбы между слепым мальчиком и его верным псом-поводырем породы лабрадор. Верная собака настолько сильно привязалась к своему хозяину, что научилась в отличии от большинства его окружающих людей, понимать его чувства и мысли. Это помогло псу подарить мальчику настоящее счастье и дать ему шанс увидеть окружающий мир.

 

 Яхина Г. Ш. «Зулейха открывает глаза» 

Это история маленькой, хрупкой татарской женщины, на чью долю выпало столько испытаний, что не каждая выдержит, выстоит и не сломается, а она не просто не сломалась, а прошла через все горести, лишения и потери с достоинством, не озлобилась. Она приспособилась и приняла неприемлемые, дикие и греховные для нее условия жизни безропотно и смирено.

Это история страданий, унижений, скотского отношения людей к таким же людям. Роман начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зелейху вместе с сотнями других раскулаченных переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному пути в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские и татары, немцы и чуваши все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства право на жизнь.

А. А. Лиханов «Никто»

Одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. «Никто» - кличка, данная главному герою, «выпускнику» детского дома, бандитами, расшифровывается просто: Николай Топоров, по имени и фамилии. Но это символично. В одной из самых богатых стран мира - теперешней России, - любой мальчишка простого происхождения в ответ на вопрос: «Ты кто?» наверняка сначала удивленно ответит: «никто…» и только потом - «человек». Так и скажет: «Никто... Человек».

 

Обратная связь

Cайт Кировской областной библиотеки им. А. И. Герцена